Нужен проект - ГЕНПЛАН

Проект - Эксперт

Контакты

mirta_s@mail.ru

Беларусь, г. Могилев
Открыть контакты

8. Автомобильные дороги. Автостоянки и парковки

 

          Концепция "двор без машин" - это новое требование, которое в последнее время указывается в технических требованиях УВД ГАИ. При этом нигде в строительных нормах проектирования об этом не говорится, а при реконструкции многоквартирной жилой застройки это выполнить не всегда возможно.

          Так что же имеется ввиду, когда прописывается в технических требованиях данная концепция? Двор без машин - это значит, что автомобили не должны заезжать, а тем более парковаться, на дворовую территорию, то есть туда, где находятся места отдыха детей и взрослого населения. Дорожное движение, парковки, вся транспортная инфраструктура располагается за наружным периметром жилой застройки.

          Это разумное требование, призванное обеспечить безопасность жизнедеятельности населения в части безопасности на дорогах, а также способствующее улучшению экологического и санитарного микроклимата на дворовой территории жилой застройки. И если выполнить разумное проектирование данной концепции, то ее  минусов сложно найти.

          Вышесказанные преимущества касаются новой застройки, так как при реконструкции территорий почти всегда не возможно запроектировать двор без машин. А если и находится такая возможность, то появляются минусы. Например, увеличенная пешеходная доступность от парковок до входов в жилые дома. При новом строительстве этого можно избежать за счет соответствующей планировки жилых домов (предусматриваются выходы из подъездов во двор и на наружный периметр застройки, где, обычно, располагаются парковки. При застройке повышенной этажности предусматриваются подземные паркинги.

          При выполнении концепции "Двор без машин" следует помнить, что проезд спецтехники, например, пожарной машины во двор согласно нормативным требованиям никто не отменял. Иногда для этих требований выполняется тротуар соответствующей ширины (6 м), выдерживающий возможную транспортную нагрузку. А иногда выполняется проезд шириной 3,5 м. Эта ширина (именно 3,5 м, а не 6 м) назначается по требованию ГАИ в целях выполнения концепции "Двор без машин" для избежания возможности парковки вдоль проезда.

          Иногда получается внутридворовой проезд довольно большой протяженности. И возникает вопрос: "А что будет, если какая-нибудь машина остановится, сломается, или еще что-нибудь. И в это время возникнет необходимость проезда спецтехники (скорой медпомощи, пожарной машины)"? Это проблема и вопрос без ответа.

          По каким нормам следует проектировать проезды во дворе жилых домов? Можно подумать, что это ТКП 45-3.03-227-2010 "Улицы населенных пунктов". Например, таблица 4.1. Проезд во дворе шириной 3,5 м соответствует категории П "Второстепенные проезды". В этом случае можно использовать следующие пункты данного нормативного документа:

 

5.3.9 "В жилых образованиях к объектам многоквартирной застройки, а также к объектам общественного и производственного назначения следует устраивать проезды категории П2. При длине проезда категории П2 более 150 м до самого удаленного объекта обслуживания необходимо устраивать не менее двух выходов на прилегающую улично-дорожную сеть. К отдельно стоящим одно-, двухсекционным жилым зданиям, объектам общественного и производственного назначения допускается
устройство тупиковых проездов категории П1 протяженностью не более 150 м".


5.3.10 "На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки общей шириной 6 м и длиной 15 м с отгонами уширений длиной 6 м. Расстояние между разъездными площадками
должно быть не более 75 м".


5.3.11 "Тупиковые проезды следует заканчивать разворотной площадкой размерами 15×15 м или кольцом с радиусом закругления по оси проезда не менее 8 м. В стесненных условиях допускается устраивать разворотные площадки размерами 12×12 м или кольца с радиусом закругления по оси проезда не менее 5 м".

5.3.12 "При проектировании местных проездов, пешеходных путей (тротуаров, пешеходных дорожек и т. п.) следует предусматривать возможность проезда по ним специальных транспортных средств (пожарных, милиции, обслуживающих транспортных средств и т. п.) к жилым и общественным зданиям.
Проезды на дворовых территориях в районах многоквартирной жилой застройки следует предусматривать с учетом обеспечения возможности сквозного проезда для круглосуточного беспрепятственного
проезда специального транспорта".

 

          Кажется, все логично. Учитывая выделенный выше текст, где сказано "на дворовых территориях" так все и есть. Но возникает следующий вопрос о пункте 5.3.10. Применим ли данный пункт, если выполняется односторонняя  организация дорожного движения с помощью дорожных знаков, то есть движение в одну сторону. Требуется ли при организации одностороннего движения разъездная площадка? По мнению ГАИ - не требуется. Чтобы исключить разные трактовки данного пункта (п. 5.3.10) был выполнен запрос в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (МАИС). 

          Пришел ответ, согласно которому "На благоустройство дворовых территорий требования ТКП 45-3.03-227-2010 не распространяются". Выкопировка из этого ответа представлена ниже. Таким образом, после ответа МАИС появилось вопросов больше, чем ответов. К вопросу о концепции двора без машин добавился вопрос, по каким же нормам проектировать дворовые территории многоквартирной жилой застройки? 

Двор без машин - как проектировать проезд?


Двор без машин - как проектировать проезд?

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел 8. Автомобильные дороги. Автостоянки и парковки
Открыть раздел Статьи проектанта