Нужен проект - ГЕНПЛАН

Проект - Эксперт

Контакты

mirta_s@mail.ru

Беларусь, г. Могилев
Открыть контакты

9. Организация дорожного движения

 

          Расчет риска ДТП – это важная задача для обеспечения безопасности дорожного движения и снижения уровня аварийности. Но до сих пор этот расчет, показатели безопасности дорожного движения и уровень аварийности напрямую не касались проектировщика. Проектант просто разрабатывал проектную документацию в соответствии с действующими нормативными требованиями. Далее проект согласовывался в заинтересованных организациях, в том числе в ГАИ, проходил государственную экспертизу и утверждался. Это было до сих пор…

          А теперь… С недавнего времени в технических требованиях УГАИ УВД Могилевского облисполкома появилось новое требование.

          Вот что там пишут теперь. «Проектная документация обязана быть разработана в соответствии с межгосударственными и национальными нормами и стандартами, что должно быть удостоверено соответствующей записью ответственного за разработку лица (главного архитектора проекта, главного инженера проекта, главного конструктора проекта, управляющего проектом согласно Приложения 1)». Приложение 1 прикладывается к этим техническим требованиям, его образец представлен на картинке ниже.

          Также в технических требованиях УГАИ УВД указано, что необходимо предусмотреть показатели безопасности дорожного движения, которые не должны превышать следующие уровни аварийности:

  • ДТП с пострадавшими на 1 км в год – 0.0014,
  • Количество погибших в ДТП на 1 км в год – 1.8е-4.

          Это значит, что для проектировщика добавился огромный кусок работы. Кроме того, для расчета потребуются статистические данные, которые необходимо где-то найти. Но кто выполнял эту работу раньше, кто раньше рассчитывал риск ДТП, показатели безопасности дорожного движения? Кто следил за уровнем аварийности? И как за этим может уследить проектировщик? Ведь проектировщик работает точечно, по какому-то одному разрабатываемому объекту. А ведь для анализа ситуации по всем улицам и дорогам точечного анализа не достаточно. Кроме того, на риск ДТП влияют не только проектные решения проектировщика, но и другие факторы, например, эксплуатационное состояние дороги. Или безопасностью дорожного движения до сих пор никто не занимался? А что говорят об этом нормы?

          Рассмотрим пример одного из объектов, по которому получены данные технические требования ГАИ. Проектом предусматривается реконструкция существующего здания на закрытой территории предприятия. Транспортная нагрузка и количество пешеходов не изменяются. Транспортно-пешеходные связи также остаются без изменений. Что можно сказать в ответ на данные технические требования с учетом действующих норм, ТКП и иных документов?

          Итак, анализ ситуации. Сначала о приложении 1 к техническим требованиям ГАИ «Удостоверение соответствия уровню безопасности дорожного движения».

          При проектировании объекта выполнены требования правил, нормативов и стандартов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. Проектная документация разработана в соответствии с действующими нормативными документами, что указано в пояснительной записке, а также в общих указаниях на листе 1 «Общие данные» раздела «ГП». Данный лист, раздел «ГП», пояснительная записка и проект в целом подписаны проектировщиками соответствующих разделов, а также главным инженером проекта. На каком основании, по какому нормативному документу разработано приложение 1 «Удостоверение соответствия уровню безопасности дорожного движения»? Для чего необходима подпись ГИПа (или управляющего проектом) в этом удостоверении и печать организации, если проект в целом подписан и выдается организацией?

          В соответствии с ТКП 45-1.02-295-2014 “Строительство. Проектная документация. Состав и содержание” п. А13 в проекте приводят следующее заверение: «Архитектурный проект разработан в соответствии с заданием на проектирование, техническим регламентом «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», актами законодательства Республики Беларусь, межгосударственными и национальными ТНПА, с соблюдением технических условий”. Заверение проектной организации может быть оформлено в пояснительной записке либо на титульном листе каждого раздела проектной документации руководителем разработки соответствующего раздела”. Других удостоверяющих надписей законом не предусмотрено.

          Таким образом, требование по удостоверению соответствия уровню безопасности дорожного движения, подписанное ответственным лицом за разработку проекта не предусмотрено ТНПА и является необоснованным.

          Читаем далее текст приложения 1: «Проектная документация по объекту разработана в соответствии с межгосударственными и национальными нормами и стандартами в сфере безопасности дорожного движения, требованиями Комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения «Добрая дорога». Что это такое, «Добрая дорога»? Что это за Комплекс мер, кто и для кого его разрабатывал, уведомлялись ли проектные организации об этом Комплексе мер и о необходимости их выполнять проектировщиками? Почему проектировщики ничего о нем не знают, а выполнение этого Комплекса требуют в ГАИ. Где найти  этот документ, чтобы соблюдать при проектировании?

          Далее в приложении 1 требуются расчетные данные риска ДТП: 

  • ДТП с гибелью,
  • ДТП с пострадавшими,
  • ДТП с пострадавшими пешеходами.

          После этого необходима подпись ГИПа (или управляющего проектом) и печать организации.

          Что говорят нормы о показателях безопасности дорожного движения и расчете уровня аварийности?

          Вернемся к примеру рассматриваемого проектируемого объекта, к реконструируемому зданию на территории закрытого предприятия.

          Показатели безопасности дорожного движения не рассчитаны, так как в разрабатываемом проекте отсутствуют участки автомобильных дорог и их элементов (перекрестки, путепроводы и т. д.). По данным заказчика ДТП на предприятии не зафиксированы на протяжении всей работы организации. То есть риск ДТП стремится к нулю.

          Кроме того, согласно действующим требованиям на разработку проектной документации (ТКП 45-3.03-227-2010 "Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования" п.13.2, 13.3) расчет риска ДТП на проектируемом объекте, а также количества пострадавших не требуется, так как решение этих вопросов не входит в состав раздела организации движения.

          Согласно ТКП 586-2016 «Автомобильные дороги. Порядок проведения работ по организации дорожного движения при содержании» пункты 4.8 и 4.9 анализом аварийности и предложениями по повышению уровня безопасности и организации дорожного движения занимаются владельцы автомобильных дорог. А проектные организации должны использовать результаты оценки, анализа и предложений.

          Выдержки из ТКП 586-2016 «Автомобильные дороги. Порядок проведения работ по организации дорожного движения при содержании».

          Пункт 4.8.

«На основании оценки технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог, анализа аварийности и предложений дорожных и транспортных организаций, подразделений ГАИ и участников дорожного движения владельцы автомобильных дорог разрабатывают предложения по повышению уровня безопасности и организации дорожного движения в соответствии с классификацией и составом работ по ТКП 068, ТКП 069 и требованиями настоящего технического кодекса».

           Пункт 4.9.

«Эксплуатационные и проектные организации при разработке проектов возведения, реконструкции, ремонта автомобильных дорог и иных объектов, планов по текущему ремонту и содержанию в целях внедрения мероприятий, направленных на снижение уровня аварийности, должны использовать результаты оценки, анализа и предложений в соответствии с 4.8 настоящего технического кодекса».

Выдержки из ТКП 45-3.03-227-2010 "Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования".

            Пункт 13.3.

          «При проектировании улиц населенных пунктов разрабатывают раздел проекта «Организация движения» (ОД). При разработке раздела «ОД» на стадии «Архитектурный проект» в состав раздела входит решение следующих вопросов:

  • количество полос движения на перегонах;
  • регламентация режима остановки и стоянки на проезжей части;
  • размещение остановочных пунктов маршрутного пассажирского транспорта;
  • размещение пешеходных переходов и их вид;
  • вид транспортных узлов;
  • количество полос движения на подходах к транспортным узлам и выходам из них с распределением полос по направлениям движения;
  • разработка схем пофазного движения транспорта и пешеходов на светофорных объектах.

          При разработке раздела «ОД» на стадии «Строительный проект» при двухстадийном проектировании выполняют детализацию ранее принятых проектных решений, разработанных на стадии «Архитектурный проект», с дополнительной проработкой следующих вопросов:

  • дислокация технических средств регулирования движением на период эксплуатации объекта (дорожные знаки, светофоры, разметка, ограждения, знаки маршрутного ориентирования и т. д.);
  • диаграммы светофорного регулирования со схемами пофазного движения транспорта и пешеходов на светофорных объектах, с расчетом уровня транспортно-пешеходной нагрузки по отдельным направлениям движения;
  • координированное регулирование светофорных объектов по магистрали в границах проектирования с привязкой к существующим планам координации;
  • схемы организации движения на период строительства объекта.

          При одностадийном проектировании разрабатывают раздел «ОД» с учетом решения всего перечня вопросов для стадий «Архитектурный проект» и «Строительный проект».

          Вопрос об обязанности расчета уровней аварийности проектировщиком остается открытым. Кроме того, в ТТ ГАИ появилось требование о выполнении аудита безопасности дорожного движения

          Из сказанного выше на основании действующих в настоящее время норм следует, что проектировщик не обязан заниматься расчетом показателей безопасности дорожного движения, определять уровень аварийности и риск ДТП. Этим обязаны заниматься иные службы, а для проектировщика предоставляются исходные данные и технические требования, где должен быть уже готовый анализ всех этих расчетов, предложения и требования, которые следует учесть при проектировании какого-либо объекта.

Риск ДТП - расчет


Риск ДТП - расчет

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел 9. Организация дорожного движения
Открыть раздел Статьи проектанта