Современная организация дорожного движения, особенно в городских условиях, не представляется возможной без светофорного регулирования. Светофорное регулирование осуществляется на основании проекта, который представляет собой комплект чертежей, в которых разработан план организации дорожного движения с установкой необходимых технических средств, в том числе светофоров, а также электрическая часть и сети связи.
При разработке светофорного объекта необходимо получить технические условия ГАИ и технические условия СМЭУ ГАИ. Только после этого следует начинать разработку светофорного объекта и непосредственное проектирование. Может возникнуть необходимость корректировки существующего плана местности, то есть разработки не только плана по организации дорожного движения, но и генплана светофорного объекта с новыми дополнительными полосами движения на дороге и тротуарными связями. Например, такая необходимость часто случается при дополнительной секции светофора со стрелкой для правого или левого поворота, когда выделяется отдельная дополнительная полоса для поворота, которая выполняется при подъезде к перекрестку.
Основные требования по разработке светофорного объекта и проекта светофорного регулирования содержатся в СТБ 1300 «Технические средства организации дорожного движения». Данный документ содержит информацию по размещению дорожных знаков и дорожной разметки, о проектировании индивидуальных дорожных знаков, о светофорных объектах и принципах их установки, о пешеходных и транспортных ограждениях, направляющих устройствах. Здесь же имеются ссылки на другие нормативные документы, которые необходимы при организации светофорного регулирования и выполнения проекта светофорного объекта.
При разработке проекта необходимо учесть возможные требования технических условий по организации «зеленой волны», то есть связи проектируемого светофорного объекта с другими проектируемыми и существующими светофорами. Также при расчете светофорного цикла следует знать основные нормативы по скорости движения пешеходов при пересечении перекрестка (обычно в расчет берется показатель 1.2 – 1.3 м/с) и транспортного потока с учетом его объема и интенсивности.
Целью расчета светофорного объекта является подобрать оптимальную схему разъезда на перекрестке и величину светофорного цикла, при которой осуществится наименее безопасное, но при этом наиболее быстрое движение транспорта и пешеходов через перекресток. Длина одной фазы в цикле должна быть не менее требуемого времени проезда автотранспорта через перекресток или перехода дороги пешеходами. Между фазами имеются промежуточные участки – желтый сигнал светофора и мигание пешеходного светофора при окончании времени движения пешеходов через перекресток.
Пример выполнения проекта светофорного объекта и организации светофорного регулирования представлен на картинках ниже. О других технических средствах ОДД здесь (шлагбаум).
Вернуться в раздел 9. Организация дорожного движения