Рассмотрим пример расчета дренирующего слоя и морозоустойчивости дорожной одежды, морозозащитного слоя.
Например, по серийным материалам принята следующая конструкция дорожной одежды:
- Тяжелый бетон – 0.22 м
- Пленка полиэтиленовая
- Щебеночная смесь оптимального состава – 0.27 м
- Технологический слой из песчано-гравийной смеси – 0.15 м
- Песок среднезернистый – толщину определяем по расчету, приведенному ниже.
Согласно ТКП 45-3.03-244-2011 пункт 8.2.1.9 толщину дренирующего и морозозащитных слоев основания определяют по ТКП 45-3.03-112-2008 (пункт 7.2). Полную толщину дренирующего слоя определяют по формуле:
Нп=Нм х В х Кс + Нзап = 0.6 х 0.33 х 1.0 + 0.15 = 0.35 м,
где Нм = 0.6 м толщина, которая определяется по графику на рисунке 7.1 в зависимости от коэффициента фильтрации и объема воды, поступающей в основание за сутки,
В=0.33 коэффициент, который принимается в зависимости от категории дороги,
Кс=1.0 коэффициент, учитывающий фильтрацию в зависимости от грунтовых условий,
Нзап=0.15 м дополнительная толщина слоя, которая принимается в зависимости от его свойств.
Полная толщина дренирующего слоя должна быть не менее 0.25 м
Расчетное значение объема воды, поступающей в дорожное основание, равно 5 л/м2
Дорожно-климатический район – 1 (согласно ТКП 45-3.03-19).
Коэффициент фильтрации дренирующего слоя принимаем 3 м/сут.
По расчету принимается дренирующий слой из песка среднезернистого Кф=3 м/сут. толщиной 0.35 м
Морозоустойчивость дорожной одежды также обеспечивается (ТКП 45-3.03-112, пункт 8). Согласно геологическим изысканиям верхняя часть земляного полотна выполнена из непучинистых грунтов. Кроме того, толщина стабильных слоев дорожной одежды составляет 0.95 м (при наименьшем нормативном значении 0.90 м, ТКП 45-3.03-19-2006, приложение А). Таким образом, морозозащитный слой имеет достаточную толщину.
Вернуться в раздел Расчеты