За рубежом велотранспорт уже давно получил широкое распространение. У нас же только с недавних пор стали строить велодорожки, началось движение в этом направлении. На улицах стали появляться велодорожки и велопарковки с установленными на них велодержателями.
Согласно правилам дорожного движения велосипедисты должны перемещаться по велосипедной дорожке, а если ее нет, то по обочине или пешеходной части. При отсутствии всего вышеперечисленного возможно движение по проезжей части не далее 1 м от ее правого края.
К сожалению, в сложившейся градостроительной ситуации не всегда имеется возможность выделения специальной полосы для движения велосипедов. Часто стесненность не позволяет осуществить строительство велодорожек.
Однако разработаны нормы на проектирование и строительство велодорожек и велопарковок. В нормах выделяются понятия: велосипедная дорожка и велополоса. Велосипедная дорожка должна быть обозначена соответствующим дорожным знаком. Она может размещаться на боковых разделительных полосах или примыкать к тротуару или проезжей части (при этом выделяется разметкой). Велосипедная полоса – это путь для одностороннего движения велосипедиста. Она может быть расположена на велодорожке, пешеходной или проезжей части дороги.
Ширина велополосы принимается в зависимости от условий (стесненности) проектирования 1-1.5 м Велодорожка устанавливается 1.75-2.5 м при одностороннем движении и 2.5-3.0 м при двухстороннем движении.
При этом согласно СТБ 1300-2014 допускается по согласованию с ГАИ использование существующих тротуаров для велосипедного движения путем выделения на тротуаре пешеходной и велосипедной дорожек с использованием разметки 1.1. При этом должна обеспечиваться минимальная ширина проезжей части:
- для пешеходного движения - не менее 1,5 м;
- для велосипедного движения в одном направлении - не менее 1,75 м, в двух направлениях - не менее 2,5 м.
При проектировании путей велосипедистов следует учитывать продольный уклон, который должен быть не более 30 промилле. При больших уклонах (40-60 промилле) протяженностью до 300 м необходимо устройство участков длиной не менее 20 м с уклоном до 30 промилле. Поперечный уклон велопутей должен быть 15-25 промилле, а радиус поворота не менее 5 м
Разработаны нормы на габариты мест для хранения велосипедов. На один велосипед требуется стоянка размером 2.0 х 0.6 м Велосипедные места разделяются стойками высотой 0.75 м и длиной 1.6 м
Широкое распространение получили велодержатели заводского изготовления, которые представлены в широком ассортименте в торговой сети.
При разработке проектов новых многоквартирных жилых домов необходимо устраивать велопарковки (расчет: 1 место на 10 квартир). Если в задании на проектирование имеются данные о количестве мест для велосипедов, то возможно устройство их большего количества, чем установлено расчетом.
У административных, общественных и производственных зданий также могут устанавливаться велодержатели, однако нормативный расчет на количество мест для велосипедов в этих местах отсутствует. Поэтому количество мест и необходимость устройства велопарковки определяется в задании на проектирование и в архитектурно-планировочном задании.
Таким образом, на территории существующей застройки имеются проблемы с налаживанием велосипедных связей для передвижения велосипедов. В новой же застройке нормативные требования, а также проекты Генпланов городов и населенных пунктов предусматривают устройство велодорожек, велополос и велопарковок.
Дополнительно к строительным нормам и правилам Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь разработаны методические рекомендации по проектированию велодорожек в населенных пунктах, а также приложение к ним (документы имеются на сайте МАиС, рекомендации утверждены МАиС Республики Беларусь от 27.12.2012 №39).
Вернуться в раздел 8. Автомобильные дороги. Автостоянки и парковки