Типы дорожных покрытий на приусадебном участке могут быть очень разнообразными: монолитный цементобетон, асфальтобетон, тротуарная плитка, гранитные высевки, песчано-гравийное покрытие или просто оптимально подобранная уплотненная грунтовая смесь.
Выбор покрытия и толщины подстилающих слоев зависит от предпочтений заказчика, а также предполагаемой эксплуатационной нагрузки. Так толщина и прочность покрытия под въезд в гараж должны быть больше, чем пешеходных дорожек. А при глинистых грунтах участка фильтрующий слой конструкции дорожной одежды будет толще, чем при песчаном естественном основании.
По периметру дорожек желательно установить бетонный бортовой камень. Он повысит долговечность покрытия и защитит его от расползания и растрескивания. Бортовой камень обязательно укладывается по периметру дорожек из мелкоштучной бетонной плитки, при устройстве монолитного цементобетона он может служить опалубкой, а при укладке тротуаров с покрытием из сыпучих материалов борт предотвратит его рассыпание по краям. Бетонный борт повышает не только устойчивость и долговечность дорожек, но и выполняет функцию визуального ограничителя пешеходной части и газона, других прилегающих участков.
Дорожная одежда под транспортную нагрузку от легкового (грузового) автомобиля при неблагоприятных (глинистых) грунтах из плитки будет выглядеть следующим образом:
- тротуарная плитка мелкоштучная (до 30 см в плане) – 0.06 (0.08) м,
- песчаный выравнивающий слой – 0.03 м,
- песчано-гравийная смесь или щебень – 0.15 м,
- песок среднезернистый с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут. – 0.30 м,
- геотекстиль (желательно укладывать при очень слабых грунтах, предотвратит вымывание вышележащих слоев и разрушение конструкции дорожной одежды).
При залегании в основании песчаных фильтрующих слоев и благоприятном стоке дождевых вод, отсутствии длительно стоящей воды, местных понижений рельефа возможен отказ от среднезернистого песчаного слоя толщиной 0.30 м или уменьшение его толщины до 0.15 м.
Дорожная одежда для аналогичных грунтовых условий (глинистые грунты на участке) под транспортную нагрузку от легкового (грузового) автомобиля из монолитного цементобетона:
- монолитный цементобетон В25 F250 – 0.15 (0.20) м,
- песчано-гравийная смесь – 0.15 м,
- песок среднезернистый – 0.40 м,
- геотекстиль (желательно).
Не более чем через 3-5 м необходимо делать швы в бетонном покрытии.
Асфальтобетонное покрытие для тех же условий:
- асфальтобетон горячий мелкозернистый – 0.04 м,
- асфальтобетон горячий крупнозернистый – 0.06 м,
- песчано-гравийная смесь или щебень – 0.15 м,
- песок среднезернистый – 0.40 м,
- геотекстиль (желательно).
Песчано-гравийное покрытие (менее долговечно и требует периодического выравнивания верхнего слоя):
- песчано-гравийная смесь – 0.15 м,
- песок среднезернистый – 0.15 м.
Дорожная одежда для пешеходных дорожек при слабых грунтах (глина) из плитки:
- плитка мелкоштучная – 0.05-0.06 м,
- выравнивающий слой из песка – 0.03 м,
- песок среднезернистый – 0.30 м,
- геотекстиль (желательно).
Пешеходные дорожки из монолитного цементобетона (требуются швы растяжения-сжатия через 3-5 м):
- монолитный цементобетон В25 F250 – 0.10 м,
- песок среднезернистый - 0.30 м,
- геотекстиль (желательно).
Асфальтобетонные дорожки при глинистых грунтах:
- песчаный асфальтобетон – 0.06 м.
- песчано-гравийная смесь – 0.12 м,
- песок среднезернистый – 0.30 м,
- геотекстиль (желательно).
Дорожная одежда из гранитных высевок:
- гранитные высевки – до 0.05 м,
- песчано-гравийная смесь – 0.12 м,
- песок среднезернистый – 0.30 м,
- геотекстиль (желательно).
Вернуться в раздел 10. Дорожные покрытия